Учимся «отпускать» своих детей

Недавно в новостном Интернете встретилась знакомая фамилия: Ива Ксеневич, родом из Беларуси, стала победителем Международного конкурса дизайнеров Fashion Crowd Challenge в Шанхае, в котором принимали участие около 2000 дизайнеров из 130 стран мира. Тут же набираю номер домашнего телефона Нелли Ильиничны. Все так. Ива – одна из тройняшек, младших дочерей Ксеневичей.

С Ивой мы встретились во время одного из ее приездов в Беларусь. Интересуюсь у нее, каким для этой хрупкой белорусской девочки был путь к мировому признанию и что значила поддержка родителей на этом пути.

- Знаете, я убеждена, что секрет успеха в том, что люди должны заниматься тем, что им действительно нравится. Даже если для этого придется разрушать стереотипы. В детстве я любила мастерить домики и просила, чтобы папа купил мне молоток, гвозди и дощечки какие-нибудь. Тогда папа купил мне куклу, потому что считалось, что мастерить это вроде не девичье занятие. В итоге я сейчас все равно мастерю

Чтобы найти это главное, нужно просто заглянуть внутрь себя и понять, что же тебе нужно.

Восемь лет назад все в моей жизни, по мнению окружающих, было хорошо. Я заканчивала престижный вуз – Минский государственный лингвистический университет, или иняз, как принято было говорить. Родители очень хотели, чтобы я стала учителем английского и пошла работать в школу... Теперь-то я понимаю, что из-за любви к нам родители стали нас «вкладывать» в какой-то шаблон благополучной, с их точки зрения, жизни. И конечно, когда ты любишь своих родителей, ты прислушиваешься к их советам. Но это была не моя жизнь, и какой-то внутренний голос мне подсказывал, что большего развития здесь не будет, нужно что-то менять и идти дальше. Я благодарна родителям за то, что в свое время они отправили меня учиться в иняз, и я теперь владею языком общения с миром. И все же, когда я сказала, что выбираю свой путь, в отношениях с родителями не было состояния войны. Они приняли мое решение уехать в Москву работать стилистом в парикмахерском салоне, не стали давить, а наблюдали за мной со «стороны». Они просто поняли, что мне это нравится и они меня …«отпустили». В том, что мама и папа не стали силой родительского авторитета запрещать мне делать то, что хотелось мне, был своеобразный родительский подвиг.

Я и сейчас помню то свое первое московское утро на вокзале, куда я приехала с одним чемоданом. Шесть часов утра. Моросит дождь. И я совершенно одна.

Шел 2008 год. Через Интернет я нашла недорогое жилье, это был один из первых хостелов в Москве. И меня не смутило, что в комнате живут шесть человек и одна кухня на всех. Свою первую работу в Москве я тоже нашла в Интернете. В Беларуси я уже приобрела опыт работы парикмахером то время в моде были африканские косички, и я вплотную занялась плетением, а после начала стричь), а работа в парикмахерском салоне в Москве позволяла эти навыки совершенствовать. Но знаете, мне всегда нравилось открывать новые двери. И хотя работа стилиста в парикмахерском салоне увлекала, и как специалист я уже получила признание в лице постоянных клиентов, все же хотелось чего-то большего. Пробовала себя в разных делах, но как-то не складывалось. В конце концов этим большим стало забытое шляпное искусство миллинери (millinery), а толчок дала поездка в Лондон.

В этом городе я увидела много по-настоящему красивых людей и удивилась, насколько девушки органично сочетают шляпки с гардеробом. А еще я поняла, что если у нас шляпы в прохладное время года служат защитой от холода, а в теплое являются аксессуаром необязательным и даже экстравагантным, то в Англии шляпы неотъемлемая часть гардероба и способ выразить свою индивидуальность.

После этой поездки освоение мной искусства миллинери началось с просмотра роликов на YouTube, которые, конечно же, не могли заменить «живые» уроки. И тогда я решила ехать учиться шляпному мастерству в Англию, в мастерскую миссис Роуз Кори, 70-летней живой легенды, которая шила шляпки для самой королевы и никогда не использовала швейную машинку. В мастерской обучались люди из разных стран. Мы шили и разговаривали: слушали истории друг друга про путешествия и обсуждали новые тенденции в дизайне. Тогда же пришло понимание, что парикмахерство мне тоже многое дало, и, прежде всего, умение чувствовать форму.

После окончания обучения я вернулась в Москву совсем другим человеком. И хотя я по-прежнему работала в парикмахерском салоне, очень многое в моей жизни изменилось. Я поняла, что творчество, которое немыслимо без любимого дела и вдохновения – вот это мое.

Шляпное искусство – это, конечно, прежде всего, идея, но не в меньшей степени – кропотливый труд. 80% шляпок шьется вручную специальными шляпными иголками, но поскольку я с детства любила все мастерить руками, меня нисколько не смущало, что над каждой шляпкой – единственной в своем роде и неповторимой – предстояло трудиться часами. Мне никогда не было жаль потраченного времени, и мне это нравилось! И все, что я помню из того времени, это что я сижу и каждый день шью, шью, шью… С утра и до 10 вечера.

Моими первыми «клиентами» были мама и ее подруги. У мамы есть небольшая коллекция моих шляп, а ее подруги достаточно светские дамы. Когда же появилось достаточно сил и средств, чтобы продолжать обучение, я поехала в Париж.

В Париже я жила у сестры своего друга и питалась очень скромно, тратила буквально 1 евро на булочку. Зато обучение в мастерской Эстель Рамуз, которая большую часть своей карьеры проработала в театрах и постановочных шоу, проходило индивидуально, и поскольку, в отличие от классической Розы, Эстель любила экспериментировать, мы с ней очень хорошо понимали друг друга. егодня Эстель Рамуз упоминает Иву среди лучших учеников на своем сайтеТ.С.).

- Когда Вы делаете шляпу, Вы видите человека, который мог бы ее носить, или это просто выражение себя?

- Я вижу просто образ, но он достаточно размытый. Идеи приходят ко мне, как вдохновение, я их реализовываю, а следом приходит понимание, что именно это я должна была сделать.

Моя первая коллекция шляп была создана в 2013 году и имела символичное название – «13», так как была сделана из 13 шляп. С ней я отправилась в Лондон, где даже профессионалы из сферы моды по достоинству оценили мой дебют. И это придало уверенности.

Я вообще считаю, что для дизайнера очень важно создать свою коллекцию. Как-то спросила у своего знакомого: «Максим, ты делал коллекцию?». «Нет еще. Пока я выполняю заказы и не готов работать «в стол». Но ведь существует очень большая опасность, что когда человек работает только на заказ, он на этих заказах и останется. Потому что, если в своих работах ты будешь выражать не свои образы, не себя, а только мысли заказчика, пусть даже талантливо прочувствовав эти мысли и что-то добавив от себя, в конечном итоге о тебе будут знать, что ты делал, скажем, вещь для Маши. Но если ты делаешь свою коллекцию, ты можешь заявить миру о себе.

Это замечательно, что сегодня можно стать частью мировых глобальных инициатив практически не вставая из-за компьютера. Когда журнал Vogue объявил конкурс талантов, я на него заявилась. И хотя покорить вершину в тот раз не удалось, мой куратор Фелисити написала обо мне статью в рубрике «Тренды» для Vogue, а мой лукбук опубликовали на сайте Vogue Italia. И это было здорово!

Когда же я подала заявку на участие в конкурсе дизайнеров Fashion Crowd Challenge, то подумала, что с такой конкуренцией победить будет сложно, и даже на какое-то время перестала следить за конкурсом. И трудно сказать, чего было больше – удивления или восторга, когда узнала, что вошла в топ-15 лучших дизайнеров, выиграла приз и получила возможность продемонстрировать свои шляпки на модном показе в Шанхае.

Награда, полученная в Китае, вообще стала своеобразным переломным моментом в реализации моей мечты. Я по-прежнему продолжаю работать над своими коллекциями, участвовать в конкурсах и представлять свои работы на выставках и в глянцевых журналах. Недавно в Москве вышел большой глянцевый свадебный журнал White Sposa, и там – пять разворотов с моими шляпами на моделях. На них – бриллианты от Картье, и это высокий уровень. Тысячи читателей издания не только в Москве, но и по всей России увидят эти фото и прочтут мое имя!

 

 

 

Сегодня мои шляпки – в галерее Vanitas Vanitatum в Милане и на страницах французского Harpers Bazaar, на подиумах Нью-Йорка, на выставке Музея Моды Москвы, куратор которой - Слава Зайцев. Их носят в Мельбурне, Риге, Лондоне, они дошли до Голливуда.

И все же, когда меня просят рассказать о себе, неизменно подчеркиваю, что я родом из Беларуси, и с особой радостью готова выставляться у себя на родине. Недавно в Минске проходила выставка-продаже «Шляпный вернисаж», где состоялся показ моей коллекции.

Сейчас такой период… Я не могу сказать, что уже собираю плоды того, что посеяла. Пока нельзя расслабляться. Столько нужно еще сделать, и со столькими людьми из разных стран, где своя культура, нужно общаться. Сложнее сейчас тем, что приходится отслеживать очень большой информационный поток. Легче от того, что нет сомнений, ты точно знаешь, что это твой путь.

- А вообще, это очень трудно – решиться что-то изменить в своей жизни?

- Самая большая проблема людей – это страх. Страх – тормоз в любом движении. Как только человек перестает бояться, все и начинается. И второй тормоз – это лень. Но не в плане лежания на печи, а в плане нежелания начинать какое-то действие. Куча отговорок, чтобы чего-то не делать. Нужно хорошо понимать, что даже если ты принял решение, изменения не придут сразу, они могут быть через год, через два.

Хотя и в моей жизни были моменты, когда я терпела, пыталась примирить себя с ситуацией. Мне было страшно делать шаг, потому что на тот момент это означало перевернуть все. Однако после того, как я решалась на перемены, приходили какие-то бонусы: встречи с интересными людьми, события, которые меня заряжали. В этом плане сейчас я стала жеще к себе: нельзя терпеть. Если вы постоянно недовольны тем, что происходит, вы как бы запускаете программу самоуничтожения. Нужно действовать, нельзя уходить в себя, в депрессию, в алкоголь. Потому что это путь в никуда. Иди туда, куда тянет, туда, где тебя ждут, делай то, что тебе нравится. Если не можешь пока кардинально изменить свою жизнь, отправляйся в путешествие, поменяй хотя бы что-то и, может, тебя ожидают новые встречи, которые изменят твою жизнь.

Я сейчас тоже много путешествую. Путешествия — это развитие, впитывание новых культур, вдохновение, «обучение глаза», как говорил Бил Каннингейм. Эти поездки разные: участие в фотосъемках и показах, предложения свозить группу одаренных детей на выставку в Брюссель или посетить друзей. Вы себе даже не представляете, сколько ключей от квартир во всем мире у меня перебывало за последний год! Люди мне их доверяют: открывай двери – и заходи, живи.

- Но ведь путешествия, как и занятия любимым делом, требуют немало денег. Откуда они берутся?

- Деньги на обучение я заработала в парикмахерской, а сегодня у меня есть две профессии, одна – «хлебная», я стала проводить мастер классы, обучать своим техникам, другая – для саморазвития. Такой вот прекрасный симбиоз. Кроме того, когда я занималась тем, что действительно нравилось, многое из того, что мне нужно было, приходило само: владелец парикмахерского салона, где я раньше работала, предоставил мне бесплатно студию, а когда я решила, что больше не могу тратить огромные деньги на съемное жилье в Москве, это жилье пришло случайно. Его предложила подруга. Причем тоже совершенно бесплатно. Словом, на собственном примере убеждалась неоднократно: если у вас есть цель, Вселенная дает вам такую возможность.

Когда читаешь истории творческих людей – великих художников, то многое понимаешь. Первый вопрос, на который я ищу ответ: почему и когда он стал заниматься этим. И это очень интересно, потому что практически у каждого в жизни что-то произошло, случились какие-то переживания, в результате которых человек стал прислушиваться к самому себе, к своим желаниям. И второй вопрос: как все это монетизировать? В какой момент он стал успешным художником? Когда сумел искусство превратить в профессию? Художники просто делают свое дело потому, что оно им нравится. Они не ждут, чтобы это кто-то одобрил. Как только он начинает ждать этого одобрения или зарабатывать деньги, художник заканчивается, начинается бизнесмен. Но ведь людьми обычно движет что? Желание заработать. И идеальный вариант – когда ты будешь творить, и это будет тебя кормить только потому, что это сделал именно ты.

И сейчас я чувствую, что имя начинает на меня работать. Если раньше я вкладывала собственные средства, чтобы о себе заявить, то сейчас мне платят за участие в съемках. То есть деньги – это тоже своеобразное признание.

Сейчас, когда ко мне приходят деньги, я понимаю, что следом появится дело, в которое их можно будет вложить. А если деньги не приходят, я тоже понимаю, что у меня нет четкого понимания, для чего они нужны.

Одна из идей, которая, на мой взгляд, заслуживает внимания, - создать фонд поддержки творческой молодежи. Иногда у молодого человека есть желание учиться, но нет возможностей. Испытала это на себе. Когда методично роешь информацию о разного рода грантах, а там требуют, условно, то последний курс Гарварда и не менее, то 80 ссылок на твои работы в Интернете. Молодым творческим людям необходимо давать шанс, дать возможность поверить, что любимое дело — не просто блажь, а то, что может стать главным в твоей жизни.

- Семья, которая хочет вырастить творческого ребенка, что должна делать?

- Ключевое неправильное слово – должна. Да, родители помогают ребенку, потому что он поначалу многое не умеет делать сам. Но как только они дают ребенку возможность сделать выбор, здесь-то все и все начинается. Есть примеры даже очень хороших семей, где, как только ребенок рождается, жизнь крутится вокруг него, мама отбрасывает все свои увлечения и занимается только им. В итоге ребенок гиперопекаемый, и он ни с чем не может справится сам. И мама, настолько зацикливается на нем, что когда ребенок уходит, остается ни с чем. Поэтому очень важно, давая ребенку все необходимое, не останавливаться в собственном саморазвитии. Если ребенок будет видеть, что мама рисует картины, он захочет как минимум попробовать. А уже потом он сделает свой выбор: заниматься ли ему математикой или писать картины.

Мое детство было счастливым. Я не думаю, что что-то можно было сделать лучше, учитывая ситуацию и время. Достаточно только вспомнить пустые полки магазинов. В нашей семье - четверо детей, и родители всем нам дали любовь, дали образование. Папа даже одно время занимался своим бизнесом, искал пути подработки и самореализации, мама всегда много работала с детьми (Нелли Ильинична Ксеневич – автор пяти книг «Азбука Жизненных Законов» - Т.С.). Я хорошо помню ночные звонки к нам домой, когда она помогала советами людям. Наши родители смогли выстроить взаимоотношения в семье. Самое главное, что у нас есть взаимное уважение друг к другу. А еще очень важно не запрещать детям, не понукать, а давать ту внутреннюю основу, которая не позволит им делать плохие поступки. Именно этот внутренний стержень, созданный нашими родителями при их внешней мягкости и интеллигентности, не дает нам сорваться на наркотики, не дает общаться с плохими людьми.

Три моих сестры сейчас тоже живут далеко от родительского дома. По сути, мы все разъехались, но родители не упрекают нас в том, что мы их бросили. Они не стремятся вызвать в нас чувство вины. На самом деле, когда ты не испытываешь чувство вины, а только чувство благодарности, ты хочешь сделать для родителей больше. Хочешь чаще общаться, чаще бывать у них и даже больше прислушиваться к советам. Ты понимаешь, что они дают их от чистого сердца. Когда тебя принимают таким, какой ты есть, это хорошо воспитывает. Многие родители не понимают, что когда они отторгают что-то в детях, они делают их глубоко несчастными. Весь мир может быть против, но семья – это часть тебя, и когда ты ощущаешь поддержку семьи, ты сможешь все.

Сегодня ради любимого дела я жертвую многим: спокойствием, стабильностью. Но у меня есть крепкий тыл – мои родители. Если что-то случится, я могу им позвонить, и помощь придет

Далее: О деньгах, которые приходят сами, и о практическом интеллекте